Нурлан Камитов рассказывает о профессии архитектора и приметах времени

2019-11-05 Новости > Нурлан Камитов рассказывает о профессии архитектора и приметах времени

- Нурлан, вы из семьи архитекторов. Как семья повлияла на выбор профессии?

- Выбор был, видимо, запрограммирован, потому что с малых лет мама брала меня с собой на работу в тогда еще Алма-атинский архитектурно-  строительный институт (ныне КазГАСА), где она преподавала на архитектурном факультете. Поэтому почти с рождения я знал о существовании такой профессии и обо всем, что с ней связано. Как-то очень плавно все сложилось. Но решение стать архитектором я принял сам. В профессии эстафета поколений важна.

- Вы основали компанию INK Architects, известную интересными объектами в Алматы, Нур-Султане. Как стать успешной архитектурной компанией?

- Не бывает ничего невозможного, любую архитектурную мысль или идею можно воплотить – это наш основной принцип. Второй принцип: каждая линия, каждый нарисованный геометрический объект должен быть рациональным и целесообразным. То есть все должно быть неслучайным. Третье – у автора должна быть увлеченность проектом, надо жить этим, болеть. Вовлеченность в проект требует внимания ко всем деталям – в архитектуре нет мелочей. Ну и надо быть всегда инновационным, современным, иметь свежие идеи и жить out of box. 

- У вас творческая команда. Сложно ею управлять?

- Тяжело. У нас 100 человек, из которых 60 – архитектурный состав и 40 – инженерный. Я считаю, что творческой командой сложнее всего управлять, потому что у каждого в голове свои идеи, свое видение и не только проекта, но, например, даже трудового и налогового законодательства. Это – творческие люди, и их сложно удержать в четком рабочем ритме, со своими часами и жесткими графиками проектов. Но мы справляемся.

- Довольны ли вы молодым поколением архитекторов? 

- К сожалению, нет. Архитектор – очень сложная профессия, которая требует не просто наличия каких-то наработок, но и сотен часов практики. В Казахстане в программе вузов сокращают количество часов преподавания базовых предметов. Например, рисование преподавали раньше четыре года, сейчас – всего два семестра. О чем тут можно говорить? Архитектурная идея сначала выстраивается карандашом, ручкой, а никак не мышкой. Если человек не умеет рисовать и передавать свои мысли и эскизы собственной рукой, то он, к сожалению, ограничен в своих профессиональных навыках. Выпускники западных вузов, которые приходят к нам работать, – это совершенно другие архитекторы. Они имеют очень много положительного опыта, у них открытый кругозор, другое видение, другое понимание контекста. Но мне их жалко: попадая в нашу реальность, в наши нормативные базы, они начинают «учиться» заново. Словом, наши студенты, к сожалению, получают недостойное образование, поэтому должны заниматься самообразованием и одновременно работать в архитектурных компаниях. Им приходится учиться и работать днем и ночью.

– Один из ваших проектов – отель Hilton в Нур-Султане. Расскажите, каково работать с огромной транснациональной компанией?

– Для нас это был сложный проект. С одной стороны, мы работали с компанией Hilton, с другой стороны – с мегазастройщиком BI Group, у которых были свой темп и свои сроки. То есть нам приходилось работать сразу с двумя большими монстрами, пытаясь организовать слаженную работу при разработке проекта гостиницы международного уровня. Я думаю, результат получился потрясающий! Один из важных результатов – BI Group построил гостиницу в кратчайшие сроки, за девять месяцев. Такого, думаю, в нашей истории не было. Если говорить о нас, то мы одними из первых в мире внесли национальный колорит в айдентику дизайна гостиницы, до сих пор в принципах деятельности компании Hilton этого не было. Теперь они стали вводить в свои стандарты использование местных национальных мотивов при возведении объектов в регионах.

– Вы много работаете с казахстанскими девелоперами. Как они в целом относятся к инновациям и революционным подходам в архитектуре?

– В Казахстане совсем немного компаний, стремящихся к инновациям. Нам повезло работать с Айдыном Жумадиловичем и компанией BI Group. Это – инновационно революционная компания, специалисты которой хорошо разбираются в трендах рынка, проводят исследования потребностей клиентов, учитывают прошлые кейсы и успешно внедряют прогрессивные методы строительства. Мы рады учится у них и в свою очередь стараемся предложить нетривиальную архитектуру, интересные решения и удобные пространства. BI Group вносит инновации во все процессы строительства и проектирования, и задает новые стандарты качества. Хотелось бы, чтобы и наши государственные строительные нормы эволюционировали, и модернизировались параллельно с бизнесом, чтобы соответствовать реалиям сегодняшнего дня. – Говорят, скоро множество людей заменит искусственный интеллект. А в вашей профессии? – Если бы наш мозг мог заменить искусственный интеллект, я бы с удовольствием вместо 100 человек поставил бы 100 роботов – они могут работать 24 часа в сутки. Зато человек может выдвинуть неординарную идею, робот не может. Поэтому надо выбирать: либо создавать безликое по стандартам, либо оригинальное, на что пока способен только человек.

– Нурлан, вы – член Королевского института британских архитекторов (RIBA), член-корреспондент Международной академии архитектуры. Чего нужно добиться, чтобы иметь такие регалии?

– Оба этих звания признаются в мире как знак высоких профессиональных достижений, фундаментальных знаний архитектуры и соответствие высоким этическим стандартам профессии. Необходимо предоставить доказательную базу профессиональной деятельности за 10 лет, охватывая все сферы архитектуры – от полной разработки проекта до авторского надзора над строительством объекта. В моем случае сыграл опыт: у меня большое количество реализованных проектов, разработанных в разнообразных контекстах, назначениях, регионах и во всевозможных культурных и климатических условиях. За плечами моего бюро более 5 млн кв. м спроектированных коммерческих, жилых площадей и социально значимых объектов в Казахстане и за рубежом.

 

Другие новости